Теория старения Мечникова
Сейчас мало кто помнит, что слово «геронтология» — то есть наука о старости и путях ее преодоления — введено в научный обиход Ильей Ильичом Мечниковым.
Мечников был прелюбопытной личностью. Сын гвардейского офицера и дочери известного еврейского публициста, сделавший стремительную научную карьеру, лауреат Нобелевской премии 1908 года.
Сказать «старость — не радость» не исчерпывается наше отношение к этой теме. Кроме того, в обществе упоминания об этом жизненном этапе часто игнорируется и табу. Старость рассматривается в непосредственной близости от смерти. Так как это заключительный этап жизни, проблема старости и старения всегда будет иметь свое значение.
Теория старения Мечникова: насыщение жизни и смерти, инстинкт
Начало научного изучения старости, заложил в XIX веке Мечников. Он разработал теорию ортобиоза, в которой проанализировал проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Ученый интересовался жизнью и механизмами процессов старения, которые он описал в своей книге «Учение оптимизма» и «Природа человека».
Мечникову часто приписывают заявление, что возраст — это болезнь. На самом деле, он сказал, что большинство людей умирают от болезней, а не от старости как таковой. Степень старения выделяется в зависимости от насыщенности жизни.
Он приходит к интересному выводу о смысле и цели жизни в старости.
«Люди, особенно те, кто жил долгое время, не задают себе вопрос, зачем живет человек в мире. Причиной этого является инстинктивное желание жить, что связано, в то же время с самым сильным страхом смерти» , — сказал ученый.
Теория первой половины ХХ века
В первой половине ХХ века, возник ряд теорий старения. Во-первых, молекулярную теорию старения разработали А. Pictet, В. Алпатов, О. Nastyukova, К. Parhon и другие ученые. В этой группе теория старения рассматривается как следствие накопления с возрастом неблагоприятных для метаболизма оптических изомеров белков.
Вторая теория, считает старение результатом изменений в генетическом аппарате клеток.
Третья теория автоматического опьянения — разрушение иммунных свойств и контроля тканей в организме.
Старение и теория стресса
Мы не можем игнорировать теорию известного ученого Ганса Селье — отец стресса. Селье считал, что стресс представляет собой скорость износа человеческого организма в процессе жизни и соответствует интенсивности жизни. По мнению Селье старение сильно связано с механизмами адаптации. «Гибкость — одно из наиболее выдающихся особенностей жизни», — сказал он.
Таким образом, стресс является механизмом адаптации к окружающей среде, но до тех пор, пока нет износа внутреннего человеческого ресурса. Существуют пределы не только индивидуальные, но и адаптивность видов. Многие ученые согласны с выводами Ганса Селье, что резкое увеличение сердечно-сосудистых заболеваний и рака — результат истощения адаптации.
Адаптивная-нормативная теория старения
В восьмидесятые годы ХХ века стали изучать глубинные процессы старения. Ученые делали довольно оптимистичные прогнозы замедления старения и увеличения продолжительности жизни видов. Прогнозы были сделаны по существу в конце ХХ века (плюс еще двадцать лет). Доминирующее положение занимала адаптивно-нормативная теория старения, разработанная В. Фролькис и его школой.
Согласно этой теории, старение — естественный этап существования живого организма. То есть, право смотреть на период, который начинается как процесс старения — заложил еще на уровне эмбриона. Каждая живая система саморегулируется, так что вид способен адаптироваться к меняющимся условиям
Адаптация контроллер, характеризуется автором как анти-старение. Vitaukta — то, что определяет устойчивость и продолжительность живой системы и помогает поддерживать адаптивность. С точки зрения теории человеческая жизнь не может быть связана со скоростью и темпом разрушения организма, его старением, как это предполагалось раньше.
Средняя продолжительность жизни, в соответствии с Фролькис, более правильно различать механизмы для поддержания надежности организма, способность компенсировать нарушения.
Старение — это, в первую очередь, биологический процесс. Но человек стареет не только биологически. Человек — единственный из всех живых существ, осознающий свою смертность. Для изучения старости надо учитывать социально-культурную составляющую, связанную с восприятием старости в культуре.