Более 100 лет назад великий русский ученый Илья Ильич Мечников своей теорией о “долголетии и омоложении человека” создал импульс, давший точек целым поколениям ученых по всему миру. Данная статья посвящена истории создании Дайго и фундаментальным открытиям Ильи Ильича Мечникова, лежащим в его основе

Люди издревле искали источник заболеваний. И благодаря выдающимся ученым человечество делало значительный рывок в познании природы заболеваний человека и устранения их причин. Серьезные научные открытия в области биологии и медицины снискали Илье Ильичу Мечников подлинно народную славу. Он положил начало новым направлениям в науке и по-новому взглянул на проблему человеческого долголетия. Открытие фагоцитоза стало основой формирования иммунологии как науки. Мечников осознавал, что заложил фундамент но­вого направления, и это заставит пере­смотреть устоявшиеся представления. Значительное место в трудах Мечни­кова занимали вопросы старения. Он считал, что старость и смерть у чело­века наступают преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами.
Наи­большее значение Мечников придавал в этом отношении кишечной флоре.

В своей книге Илья Ильич Мечни­ков рассказывал о том, что люди в Болгарии живут дольше, потому что ежедневно едят йогурты, которые со­держат лактобактерии (Lactobacillus bulgaricus), и впервые в мире предло­жил целенаправленное использование этих бактерий и лечение ими. В основе предложенного Мечниковым мето­да лежала идея о том, что «болезни и старение вызываются накапливаю­щимися в кишечнике токсинами, и что наиболее эффективным способом устранения этого является употребле­ние лактобактерий, приводящих в по­рядок кишечную среду. В монографии «Этюды о природе человека» (5-е из­дание, 1915 г.) Илья. Ильич Мечников изложил концептуальный взгляд на взаимоотношения человека и его ми­крофлоры. Вот некоторые выдержки из этой работы: «Усилить сопротивле­ние благородных клеток и превратить дикую кишечную среду в культивиру­емую – таковы достижимые средства для продления жизни человеческой». «Присутствие большого количества молочных микробов неизбежно долж­но мешать размножению гнилостных микробов, что одно уже очень полезно для организма».
«Теория долголетия» была прорывом для своего времени и впоследствии вдохновила целые поколения ученых на дальнейшую работу в этом направ­лении.

Среди ученых, которые продолжили дело Мечникова, оказался японский исследователь Какутаро Масагаки. По­знакомившись в 1905 году с «Теорией долголетия», Какутаро испробовал на себе действие лактобактерий и вдох­новился на исследования в этой обла­сти. 

Среди последователей Мечникова стал и японский доктор, исследователь Какутаро Масагаки, который был в восхищении от изучения трудов великого русского ученого и по праву считал себя его учеником. Какутаро Масагаки попробовал на себе лечение лактобактериями, содержащимися в йогурте. А так как импортировать йогурты из Болгарии в то время было невозможно, то Масагаки решил сам изготавливать йогурт. Какутаро собственноручно готовил свои йогурты и ежедневно употреблял их. Через месяц он справился со многими проблемами желудочно-кишечного тракта,  прибавил в весе и из физически слабого человека стал превращаться в здорового. Испытав на себе подобное воздействие бактерий, Кактуаро решил “разделить счастье выздоровления с другими людьми и найти самое достойное при­менение лактобактериям.”
 
«Я хочу, чтобы лактобактерии сдела­ли здоровыми всех».

Эта мысль дава­ла Какутаро энергию и энтузиазм для исследований лактобактерий. Так он начал интенсивно развивать свой йо­гуртовый бизнес и изучать лактобак­терии, открыв в Киото лабораторию по исследованию лактобактерий и фа­брику по производству йогурта. Так в 1914 году в Японии впервые началось производство йогуртов.

Лекарство для освобождения от газов

Лактобактерии стали популярны в Японии как “Лекарство для освобо­ждения от газов”. В то время люди считали бактерии микробами, поэтому никто не мог ра­зобраться в лактобактериях, даже Ка­кутаро Масагаки считал их просто по­лезными бактериями для организма. Реакция людей была примерно такова: “Лактобактерии? Разве безопасно есть микробы!?”
Чтобы люди узнали про йогурт и стали его есть, приходилось терпеливо растолковывать все каждо­му. Какутаро Масагаки начал прода­вать йогурт родственникам, друзьям, знакомым. Информация о йогурте распространялась постепенно из уст в уста.
Затем для продаж и доставки Какутаро привлек студентов. Студенты понима­ли, что такое лактобактерии, и могли сами объяснить это клиентам. О йо­гурте постепенно узнавали все больше и больше людей. О нем стали говорить: «Плохой запах исчез. Это лекарство от газов». Что оказалось понятной ком­мерческой рекламой, которая распро­странялась из уст в уста. Бизнес стал расширяться.

Неожиданный тупик

Дело и устремления Кукутаро Маса­гаки продолжил его старший сын – Казуоши. Ему нравилась идея исполь­зования лактобактерий, но он не был удовлетворен результатами действия йогуртов на пищеварительную систе­му и видел, как деятельность по их ис­пользованию заходит в тупик. Дело в том, что йогурты были недостаточно эффективны и не достигали той цели, которую ставил Мечников, – приве­сти в порядок кишечную среду челове­ка с помощью лактобактерий. Поэтому Казуоши продолжил активные иссле­дования этих бактерий во время Вели­кой депрессии и Второй мировой во­йны. Вскоре он осуществил большой прорыв в этой области, открыв способ искусственного культивирования лак­тобактерий. Эти открытия дали новый толчок идеям Мечникова и привели к следующему еще более важному прорыву: к переходу от использования (употребления в пищу) живых лакто­бактерий к использованию продуктов жизнедеятельности этих бактерий (продуктов их секреции).

Выход из тупика

Так, благодаря усилиям двух поколе­ний японских исследователей в конце тоннеля забрезжил свет и был найден реальный выход из тупика, в который зашла реализация мечты Ильи Ильича Мечникова. Все дело в том, что боль­шинство живых лактобактерий, по­ступающих в организм извне (в соста­ве тех или иных продуктов питания), погибают в кислотной среде желудка. А те из них, что все же проходят через желудок, не принимаются «родными» бактериями кишечника, отвергаются ими и выводятся из организма. Это связано с тем, что лактобактерий суще­ствует более 500 видов, и в кишечнике каждого человека с рождения есть своя индивидуальная и неповторимая ко­лония этих бактерий (подобно инди­видуальности и неповторимости ДНК и отпечатков пальцев). Поэтому нуж­но было что-то другое, вместо того, чтобы пытаться дать организму пусть полезные и живые, но все же “чуже­родные” лактобактерии. Нужно было придумать способ дать толчок именно «собственной» колонии лактобакте­рий кишечника. И благодаря усилиям Казуоши Масагаки такой способ был найден – нужно употреблять в пищу не живые лактобактерии, а специаль­ные продукты их жизнедеятельности (продукты их секреции), которые уси­ливают и активизируют собственную колонию лактобактерий кишечника. Данный способ показал себя как очень эффективный, поэтому создание осно­ванных на нем передовых продуктов стало новой целью Масагаки.